КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ П.КШЕНСКИЙ

ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ

ХУДОЖНИКИ

СКУЛЬПТОРЫ

АРТИСТЫ и МУЗЫКАНТЫ

Атанова Т.И.

Лансере Е.

Клыков В.

Блудов В.В.

Абельдяев Д.А.

Бородаевский С.

Чухаркин В.

Дардыкина Ю.

Бородаевский В.

Гамов В.

Антонова З.

Зиборов И.Ф.

Хмелевской А

Арбузова Е.

Кобелев И.

Козлов П. И.

Романов Ю.

Полунина О.

Волков П.

Дорохина Н.

Романов Ю.

Колесов И.

Полехина Л.

Иванов Н.

Минута Е.

Бакланов В.

Герасимов А.

Каракулов В.

Носов В.

К концу XIX в, Россия имела передовую, лучшую в мире художественную литературу, непревзойденную живопись, богатейшую архитектуру и скульптуру, блестящие открытия в географии, химии, физике, медицине, биологии, агрономии, глубоко разработанную историю своей и зарубежных стран. Не только в российских столицах, но и в губернских центрах издавались газеты, журналы, книги разнообразной тематики и для различных слоев населения - взрослых, детей, женщин, крестьян, верующих, коммерсантов... Идейная направленность изданий была разной, содержание -богатым, полиграфическое исполнение - отличным.
Но громадные интеллектуальные богатства страны простому народу были неведомы, так как школы начали открываться в основном после отмены крепостного права и их было очень мало, библиотеки и другие культурно-просветительные учреждения вовсе отсутствовали. Простое население России "просвещалось" и "развлекалось" в кабаках, оставалось темным и невежественным.
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ
Атанова Т. И. 1959 г. рождения...Учитель по профессии, поэт по призванию. Окончила Курский госпединстит, факультет русского языка и литературы. Работает в Советской средней школе №1. Атанова Т. неоднократно печаталась в районной газете "Нива". Её стихи, полные смысла и глубокого содержания, не могут оставить никого равнодушным. (прочитать стихи)

В начало

Дмитрий Алексеевич Абельдяев (1865 - 1915) - известный прозаик конца XIX - начала XX века. Родился в Расховце. Отец из крестьян, мать дворянка. В детские и юношеские годы в Расховце жил постоянно, потом бывал редкими наездами. Учился дома, затем в Курском реальном училище. Дебютировал рассказом "Солдат Антип и его жена Пелагея" в журнале "Русское богатство" (№5 за 1895 г). В 1912 г. в журнале "Русская мысль" (№№ 6 - 12) опубликован роман "Тени века сего (записки Абашева)", а в 1914 г. - роман "Лилии", которые выходили отдельными изданиями. Состоял в переписке с В.Г Короленко, В.Я. Брюсовым, Н.К. Михайловским и другими известными писателями.

В начало

Валериан Бородаевский (1875 - 1923) родился в с. Кшени в известной дворянской семье Бородаевских. Дед его Осип Осипович был героем Отечественной войны 1812 г., отец Валериан Осипович - директором Курской мужской гимназии, гласным Тимского уездного земского собрания, дядя Сергей Осипович - художником.
Валериан Валерианович после Курского реального училища окончил с отличием Петербургский горный институт и с 1901 г. работал инженером на шахтах Донбасса и Польши. В 1906 г. Валериан Бородаевский в Самаре знакомится с известным уже тогда писателем Алексеем Толстым. Знакомство перерастает в дружбу. Алексей Толстой укрепил в Бородаевском уверенность в успехе литературной деятельности и возможности печататься. В 1909 г. Валериан Валерианович оставляет инженерную работу, полностью посвящает себя литературе и в последующие годы живет в Самаре, Петербурге, Москве, в родном имении — селе Кшени и в соседнем с Кшенью селе Петропавловке, где находилось имение родственников его жены. В 1909 г. в Петербурге выходит первый сборник стихов Валериана Бородаевского "Страстные свечи", в 1914 г - "Стихотворения", в 1916 г. - "Уединенный дол". С 1916 по 1923 год много стихотворений Бородаевского опубликовано в периодической печати.
В 1912 г. Валериан Валерианович путешествует по Европе. В 1913 г. в Петропавловке его навещает поэт Вячеслав Иванов, а в 1916 г в с. Кшени - Юрий Верховский. Валериан Бородаевский был близок и с другими видными поэтами того времени - А. Блоком, о котором написал богатые воспоминания, Сологубом, Кузминым, Волошиным, Гумилевым, Ахматовой... Февральскую революцию Валериан Валерианович принимает восторженно, много о ней пишет, одним его стихотворением предлагалось даже заменить российский гимн. В середине марта 1917 г. Валериан Валерианович приезжает в Курск (где прожил до конца своих дней) и сразу включается в политическую и литературную жизнь гороДа. На губернском экстренном земском собрании, проходившем 19 - 21 апреля 1917 г, он назначается губернским комиссаром - высшим должностным лицом губернии. Однако восторг от Февральской революции скоро прошел, и В.В. Бородаевский прекращает политическую деятельность. Октябрьскую революцию он не принял, стал замкнут, молчалив - в нем произошел душевный надлом. За границу не эмигрировал, хоть такая возможность у него была. В 1921 г. Бородаевский был арестован и заключен в тюрьму, правда, ненадолго.
В 1920 - 1923 гг. в Курске существовал Союз поэтов. Сначала это было частное объединение литераторов, а с конца 1921 г. — отделение Всероссийского союза поэтов. В.В. Бородаевский являлся в нем наиболее опытным членом. Начинающих и молодых поэтов он учил технике стихосложения, теории литературы, делился с ними воспоминаниями о литераторах, с которыми ему приходилось встречаться. Умер В.В. Бородаевский в мае 1923 года. Похоронили его на Никитском кладбище. В Москве проживает внук поэта - Андрей Дмитриевич Бородаевский, доктор экономических наук.

В начало

Иван Федотович Зиборов . Родился 25 июня 1939 г. в с. Нижнее Гурово. Там же окончил восьмилетку, в пос. Кшенском - среднюю школу №2, а в Курске — биофак пединститута. Во время службы в армии снимался в фильме "Война и мир". По возвращении из армии работал в золотухин-ской районной газете литсотрудником, завотделом писем, а потом стал корреспондентом "Курской правды". С 1985 г. член Союза советских писателей. К своему шестидесятилетию издал 8 книг поэзии и прозы; "Заречные дали", "Полдень", "Повесть о продналоге", "Неотправленное письмо", "Здравствуй, Тимошка", "Про день Бородина" и другие.

В начало

Игорь Кобелев. Родился в п. Кшенском в 1969 году. Это не просто кшенский поэт, но самый известный и любимый поэт, поэтический голос Кшени. И не только потому, что природа, история, сегодняшний день родного поселка всегда находили живой отклик в его стихах. Вся жизнь Игоря проходит на глазах его земляков: талантливый шестиклассник средней школы №2, опубликовавший в 1982 году в районной газете свое первое стихотворение, трубач из оркестра "Лира" районного Дома пионеров, солдат, студент ВГУ журналист-практикант (в тот период в районной газете публиковались не только его стихи, но и корреспонденции, статьи, интервью), эрудированный и удачливый победитель всенародной телеигры "Поле чудес", наконец, священник. И так же открыт он в своем творчестве - от того самого первого незамысловатого стихотворения про красоту белой березки до сложных по форме и глубоких по содержанию религиозно-философских поэтических раздумий. За деятельностью и творчеством Игоря Кобелева его земляки следят, они любят его, поэта и человека, и гордятся им. В 2000 г. священник Игорь Викторович Кобелев, руководитель пресс-службы Белгородской и Старооскольской епархии, за усердное служение Церкви и миссионерские труды награжден наперсным крестом.

В начало

Оксана Полунина. Родилась в 1968 г. в Кировской области. В 1985 г. окончила среднюю школу № 45 ст. Мармыжи, в 1989 г. - факультет русского языка и литературы Курского госпединститута. С 1994 г. работает в редакции районной газеты "Нива", не раз была лауреатом областных конкурсов журналистов. В 1998 г организовала при РДК творческий клуб "Вдохновение". В 2001 г. в издательстве Международного фонда славянской письменности и культуры при содействии президента клуба В.М. Клыкова вышел в свет сборник ее стихов "Чаша тепла". В искренних стихах автора - исповедь души и раздумья о судьбах Родины, картины природы и гимн Поэзии.

В начало

Юрий Романов. Родился в 1968 г. в п. Кшенском в рабочей семье. Учился в Советской средней школе №2. Первые стихи были опубликованы в районной газете в 1983 г., затем - в областной молодежной газете "Молодая гвардия". Районная газета, с которой он много лет сотрудничал, публиковала и позже его стихи, рассказы, корреспонденции. В 1993 г. Юрий Романов окончил журналистский факультет Воронежского госуниверситета. Живет и работает в Воронежской области.

В начало

Николай Иванов. Родился и вырос в п. Кшенском, служил в армии, окончил юридический факультет Воронежского университета, работал в разных организациях района. Первое стихотворение было опубликовано в 1972 году в воронежской областной газете "Молодой коммунар", затем Н. Иванов публиковался в других периодических изданиях, в коллективном поэтическом сборнике "Рукопожатие", вышедшем в 1987 г. в Центрально-Черноземном издательстве. В 1989 г. в г. Воронеже вышел его сборник "Причастность". В 90-е годы стихи Н. Иванова — большей частью о кшенском крае, его людях - нередко публиковались в районной газете.

В начало

Владимир Бакланов. Родился в 1962 г в с. Крестище, рос в д. Васильевке, куда переехала его семья. В 1982 г., будучи студентом Курского сельскохозяйственного института, купался в реке, повредил позвоночник, стал инвалидом I группы. Многие его стихи публиковались в районной газете. В 2000 г. вместе с матерью переехал на Кубань. Темы его лирических стихов - родная природа, страдания молодого человека от тяжелой болезни, одиночества, равнодушия окружающих. В последние годы все отчетливее прослеживаются и социальные мотивы, разочарование в политическом строе, пришедшем на смену коммунистическому.

В начало

Александр Герасимов (1938 - 1997) работал учителем математики в Подгородищенской восьмилетней школе, вел кружок по шашкам, члены которого много раз становились победителями в районных и областных соревнованиях. Вместе с тем Александр Михайлович был тонким поэтом-лириком. Некоторые его стихи - "По лесу дорожка", "Только ты" - были положены на музыку местным композитором В. Блудовым и проникновенно исполнены Е. Арбузовой. Борис Павлов. В 80-е годы районная газета часто публиковала стихи врача-рентгенолога Советской районной больницы Б.Ю. Павлова (1935 - 1992). В простых по форме стихах-миниатю- pax Павлов выражал свое сыновнее чувство к Родине, отношение к вечным общечеловеческим ценностям (жизни, труду, любви, миру), с нескрываемой душевной болью, гневом, сарказмом отражал типичные пороки российской действительности, бичевал их носителей - новых политиков, чиновников-бюрократов, занимая антикоммунистическую позицию, не приемля, однако, и той "демократии", которая уже ясно показала себя к концу недолгой жизни поэта...

В начало

Владимир Каракулов. Уроженец пос. Кшенского. Его стихи на самые разные темы - размышления о мирозданье, о жизни, о человеческой душе - часто публиковала районная газета в 80 - 90-е годы.

В начало

Виктор Носов. Прозаик, житель ст. Мармыжи. Его сатирические рассказы публиковались в 80 - 90-е годы в районной газете, в альманахе курской писательской организации "Полдень", вышедшем в 1991 г.

В начало

ХУДОЖНИКИ
Евгений Лансере. Село Усть-Крестище с окрестностями (50 десятин) в начале XX века принадлежало Константину Дмитриевичу Арцыбушеву, одному из директоров правления Мос-ковско-Ярославско-Архангельской железной дороги. В 1904 г. он в качестве приданого подарил их дочери Ольге, только что вышедшей замуж за уже известного художника Евгения Евгеньевича Лансере. Детство Е.Е. Лансере прошло в небольшом имении его родителей Нескучном Белгородского уезда Курской губернии (теперь с. Нескучное Харьковской обл.), поэтому его постоянно тянуло в деревню, к природе. В Усть-Крестище сначала бывал он редкими наездами, которые с каждым годом становились чаще и длиннее, а в 1909 - 1910 гг. по проекту своего младшего брата Николая, петербургского архитектора и живописца, он строит здесь небольшой, но очень светлый, уютный и даже комфортабельный дом с крутоверхой железной крышей и вторым, чердачным этажом. Евгению Евгеньевичу и дом, и усадьба, и окружающая местность очень понравилась, и с 1915 года он проживает здесь постоянно. Е.Е. Лансере родился 23 августа 1875 года в Павловске под Петербургом в интеллигентной и прогрессивно настроенной семье. Отец его, Е.А. Лансере (1848 — 1886), был скульптором, мать, Екатерина Николаевна Бенуа, - живописцем, дед по матери, Н.Л. Бенуа (1813 - 1898), - архитектором, прадед - тоже архитектором, строителем Большого театра в Москве и Мариинского (ныне театра оперы и балета) в Петербурге; прадед по отцу - оставшийся в России пленный наполеоновский офицер.
Е.Е. Лансере в одиннадцать лет лишился отца. Семья, в которой было шестеро детей, осталась необеспеченной. Дед по матери, профессор архитектуры Н.Л. Бенуа, содержал ее материально. Он же способствовал приобщению внука к искусству. Учился Евгений Лансере сначала в гимназии, потом в школе Общества поощрения художничеств. Учась в школе, он совершает поездку в Вену, Мюнхен, Копенгаген, Париж. Во всех этих городах он знакомится с картинными галереями, музеями. Их богатства его поражают, и он решает закончить художественное образование в Париже, куда уезжает в 1895 году. Там живет почти четыре года и, кроме теоретической подготовки, получает огромную практику в рисунке, складывается как художник. За границей Лансере был несколько раз и позже. Начало серьезных, профессиональных занятий живописью относится к 1894 году, когда Е.Е. Лансере удачно проиллюстрировал повесть Е.А. Лыткиной. Успех и известность приносит ему иллюстрация капитального труда "Легенды о старых замках Бретани". В процессе работы над этой книгой он совершает специальную поездку по этому департаменту Франции. В 1898 - 1904 годах Е.Е. Лансере иллюстрирует журналы "Художественные сокровища России" и "Мир искусств". В это время он становится настоящим мастером книжной и журнальной графики. В этой области он продолжает работать до конца своих дней. Всего им проиллюстрировано свыше 20 книг классиков русской литературы и свыше 100 специальных изданий по искусству, истории, журналов, статей.
В это время и позже Е.Е. Лансере много ездит по стране. Он побывал в Сибири, Псковской, Киевской и многих других губерниях. Везде он проявляет интерес к положению крестьян, рабочих, студентов и их революционной борьбе. Перед первой русской революцией он создает серию полотен по истории России XVIII века. В 1905 - 1906 годах Е.Е. Лансере сотрудничает с сатирическими журналами "Зритель", "Жупелъ", "Календарь русской революции". Его участие в этих журналах не случайно. Оно окончательно формирует его мировоззрение. Он сочувственно откликается на революционные события, создает сатирические рисунки, бичующие царизм. С 1906 года одновременно с графикой Е.Е. Лансере занимается монументальной живописью. Он расписывает Большую московскую гостиницу, Памятный зал Академии художеств, а позже, в советское время, - библиотеку Грузинского университета, основные павильоны Закавказской сель-хозвыставки, парадные залы Закавказского ЦИК, Государственный музей Грузии, ресторан гостиницы "Москва", Казанский и Тбилисский железнодорожные вокзалы, театр Дворца рабочих в Харькове, станцию московского метро "Комсомольская"... В монументальной живописи Е.Е. Лансере достиг такого же совершенства, как и в графике. С 1902 года Е.Е. Лансере был связан с театром, а потом и с кино: писал декорации, создавал эскизы костюмов, консультировал постановщиков. К этой работе относился он с исключительной добросовестностью, изучал изображаемую эпоху. Им были оформлены "Юлий Цезарь", "Макбет", "Король Лир" Шекспира, "Коварство и любовь" Шиллера, "Горе от ума" Грибоедова, "Обручение в монастыре" Прокофьева - всего 15 спектаклей.
С 1910 г. Е.Е. Лансере начал заниматься и педагогической работой. Особенно увлекался он ею в 20-е и 30-е годы. Преподавал он в самых разных учебных заведениях, включая такие солидные, как Академия художеств Грузии, где был деканом живописного факультета, Московский архитектурный институт, где заведовал кафедрой графических дисциплин, Всероссийская академия художеств (Ленинград). Первые два года мировой войны Е.Е. Лансере проводит на Кавказском фронте в качестве военного корреспондента. Его фронтовые рисунки отличались реализмом/ содержательностью, мастерством. Недовольство империалистической войной/ разрухой потянуло его в деревню. В 1916 году он поселился в Усть-Крестище Щигровского уезда Курской губернии. Окружающие места он запечатлевает на прелестных полотнах: "Ранняя весна. Усть-Крестище", "Весна. Разлив" и других, в которых с полной силой раскрылось его мастерство как художника-пейзажиста. Усть-Крестище посещали родственники Е.Е. Лансере: брат Николай, сестра Зинаида Серебрякова, известная художница, с семьями. 3. Серебрякова в письме Н. Лансере в мае 1916 г пишет: "Дорогие Леля и Коля, проводим бессонную ночь на Курском вокзале... Завтра будем в Крестище, и мы рады увидеть твою постройку...". Сохранилась темперная работа Зинаиды Серебряковой, изображающая дом в имении Усть-Крестище.
В Крестище Е.Е. Лансере встретил Февральскую и Октябрьскую революции/ встретил восторженно. В конце ноября 1917 г., когда в наших местах еще не была установлена Советская власть, Е.Е. Лансере неожиданно уезжает к друзьям на Кавказ, бросив дом со всей обстановкой, кирпичную конюшню, деревянные амбары, два выложенных кирпичом сводчатых погреба, 18/5 десятины плодоносящего сада, 17 десятин пашни, 12 десятин парка, 2/2 десятины огорода. В Центральном государственном архиве литературы и искусства (г. Москва) хранится личный фонд Е.Е. Лансере/ а в нем - подробнейшая автобиография художника. О крестищенском периоде в ней не упоминается ни слова, можно лишь догадываться, что Е.Е. Лансере, чтоб не причислили его к помещикам-эксплуататорам и не подвергли репрессиям, скрывал это. Возможно, напугала его и судьба брата Николая, архитектора и профессора живописи, арестованного в 1931 г. вместе с женой и дочерью лишь за то, что у них была французская фамилия, и просидевшего в тюрьме 4 года (в 1938 г. по той же причине его арестовывают снова, ссылают в Воркуту, где он погиб). Первые годы жизни на Кавказе были трудными во всех отношениях. В начале 1922 года полпред РСФСР в Турции вызывает Е.Е. Лансере в Анкару. Там он за очень короткий срок создает 150 рисунков на тему революционной и национально-освободительной борьбы турецкого народа и портрет вождя турок Мустафы Кемаля Ататюрка. Эта коллекция в период работы IV конгресса Коминтерна (ноябрь 1922 года) с блестящим успехом экспонировалась в Кремле.
В 1934 году Е.Е. Лансере переезжает в Москву. В годы Великой Отечественной войны его привлекает патриотическая тема. Он создает композиции "Артиллерийский бой в лесу", 'Трофеи русского оружия", "Великая Отечественная война", которые пользовались большим успехом, удостаивались наград. В 1912 г. по предложению И.Е. Репина Е.Е. Лансере было присвоено почетное звание академика живописи, а в 1916 г. он избирается действительным членом Академии художеств (Петербург). Этой чести удостаивались самые значительные художники. С 1933 года Е.Е. Лансере - заслуженный деятель искусств Грузии, с 1945 года - народный художник РСФСР В 1943 году ему была присуждена Государственная премия СССР Он награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, несколькими медалями. Работы Е.Е. Лансере показывались на 85 выставках не только в стране, но и в таких культурных центрах мира, как Париж, Нью-Йорк, Берлин, Токио. 42 выставки его работ были организованы в советское время. 106 наиболее значительных картин Е.Е. Лансере хранится в картинных галереях и музеях страны, еще больше - у частных коллекционеров. У Е.Е. Лансере большое литературное наследие. Им написана и опубликована 41 работа по вопросам живописи и искусства, 82 работы написаны о нем. О нем писали такие корифеи русской живописи, как И. Репин, В. Стасов, В. Верещагин, И. Грабарь, М. Герасимов, И. Юон. Умер Е.Е. Лансере 13 сентября 1946 года.
...Покинутая хозяином усадьба оказалась безнадзорной, и ее ждала судьба большинства помещичьих имений - разграбление, а затем и уничтожение. В промежутке между 1918 и 1923 годами не стало дома, что явилось большой утратой для культуры России, редел и громадный парк, так как по тогдашним законам для коммун, артелей, колхозов, совхозов и всех других сельскохозяйственных предприятий разрешалось рубить любые деревья во все времена года и везде — в парках, садах, аллеях, на усадьбах, у дорог и водоемов. Но летом 1927 г. в парке еще произрастало 564 березы, 498 елей, 482 тополя, 363 сосны, 346 вязов, 270 ясеней, 143 липы, 130 лиственниц, 81 ракита, 49 широколиственных кленов, 39 ильмов, 20 дубов и 8 деревьев ольхи. С установлением Советской власти усадьбу передали Каменогорскому племхозу, который 15 марта 1924 г. на четыре года сдал ее в аренду Крестищенскому волисполкому. Арендатор свои обязанности исполнял плохо, за усадьбой не ухаживал, о ее сохранности не заботился, поэтому в июле 1924 года договор с ним был расторгнут в пользу (с 22 декабря 1924 г.) Горяиновского сельскохозяйственного кредитно-кооперативного товарищества, руководимого Федориновым В.И. и Антиповым И.Д. С 1 июня 1927 г. усадьбу на 6 лет арендовало (за полторы тысяти рублей в год) Емельяновское товарищество по совместной обработке земли "Память Ильича",председателем правления которого был Дементьев С.А., а в 1933 г. на базе этой усадьбы был создан совхоз №7 треста "Союзплодовощ", ставший впоследствии отделением совхоза им. XVII партсъезда. В народе же это живописное место получило название Ланцири.

В начало

Сергей Бородаевский (1839 - 1890) родился в с. Кшени в известной дворянской семье Бородаевских (см. статью о поэте В.В. Бородаевском). Учился Сергей Бородаевский сначала в институте восточных языков, а потом, в начале 60-х годов, в Академии художеств по специальности "Живопись и графика", где проявляет и способности, и прилежание. С 1862 г. в течение четырех лет Сергей Осипович совершенствует образование в Париже. Там в 1863 г Бородаевский встречается с основателем реалистической исторической живописи В.Г Швардцем. С этого времени начинается их большая дружба. Вернувшись из-за границы, Сергей Осипович создает школу живописи в Харькове, но оттуда скоро уезжает в свое родовое имение в с. Кшень, где рисует, ведет хозяйство, участвует в работе уездного земства. В 1878 г. он избирался председателем Щигровского уездного земского собрания, а в 1886 г. - уездным предводителем дворянства. На выставках в Императорской Академии Художеств в С-Петербурге Сергей Бородаевский экспонирует полотна: в 1864 г. - "Этюд старика" и "В зале Рафаэля", в 1883 г. - "Вечер. Плотина около Харькова", в 1885 г - "Сиреневая аллея" и "Тургеневка Щигровского уезда". В Курской картинной галерее хранится картина Бородаевского "Сарайчик" (1873 г.) и портрет художника, написанный В.Г Перовым в 1874 г. Всего Сергей Осипович создал 75 картин. Картины Бородаевского принадлежат к классической школе живописи — так писали о художнике специалисты в начале XX века. Сын Сергея Осиповича - Алексей Сергеевич Бородаевский тоже был художником.

В начало

Владимир Гамов родился в 1947 г. в пос. Кшенском. Рос без отца. Через год после окончания средней школы №2 поступает в Тамбовское художественное училище, а через год после окончания училища - в Московскую художественную академию им. Строганова. По завершении образования начинаются командировки с целью помощи местным художникам в Новороссийск, на БАМ, Камчатку, в Новосибирск, Гомель, ГДР на Кубу, в Канаду... Портрет, пейзаж, натюрморт- излюбленные темы художника. Владимир Петрович Гамов - член Союза художников России, лауреат премий Ленинского комсомола, Совмина СССР и ряда других. Петр Сырцов родился в 1920 г. в д. Александровке. Любимому делу - рисованию - отдался полностью по выходе на пенсию по старости. А работал он в Райсельхозтехнике слесарем. Живет Петр Романович одиноко в построенной собственными руками на окраине Волжанчика скромной крестьянской хатке. Тематика полотен Сырцова так же богата, как и его жизнь: колхозная деревня, промышленные предприятия, Великая Отечественная война, природа любимой Родины, особенно Сибири, где, как бывший военнопленный, отбывал он после войны срок. Его картины положительно оценивали на всех выставках, включая персональную в Москве, в стенах Государственной Думы. О них хорошо отзывались "Аргументы и факты", "КомсомольсксГя правда", многие журналы и другие издания. Творчеству художника Сырцова был посвящен кинофильм "Вот вспыхнуло утро". Создал его в 1994 г. режиссер Николай Ряполов. Фильм занял первое место на Международном конкурсе православных фильмов, а премьера его состоялась 4 января 1995 г. в кшенском кинотеатре "Восток" при полном зале.

В начало

Анатолий Хмелевской (1919 - 1972) родился в с. Расховец. Окончил Смоленский художественный техникум. Жил в д. Юрасово Переволоченского сельсовета, работал учителем рисования в Мармы-жанской школе. Укэстник Великой Отечественной войны, был ранен, контужен. Награжден орденом Красной Звезды. На личную жизнь Анатолия Алексеевича наложила отпечаток трагедия, случившаяся в юности. Невеста его утонула, и семьи он так и не создал, жил у сестры. Рисовал много. Темы его творчества - сцены из сельской жизни, пейзажи, натюрморты, портреты. Его работы отличались реалистичностью и качеством исполнения, экспонировались на художественных выставках от района до столицы.

В начало

Петр Козлов по профессии учитель, по увлечению - художник. Неоднократный участник районных и областных художественных выставок. Излюбленными темами П.И. Козлова являются пейзажи родных мест, героические подвиги участников Великой Отечественной войны. Работы Козлова разошлись не только по районам области, но и по многим областям России и Украины.

В начало

Павел Волков (1920 - 2000) - художник-профессионал, мастер пейзажей - лесных, лесостепных, степных. Все его картины отличаются высоким качеством и тонкостью отделки, имеются во многих кшенских квартирах.

В начало

Игорь Колесов - художник-пейзажист и портретист. Родился в 1956 г. в Первых Михайлоан-ненских Выселках. Окончил Бутурлиновское (Воронежская обл.) художественно-графическое училище. Для кшенского районного краеведческого музея оформил и проиллюстрировал все документы. Сейчас живет и работает художником-оформителем в Белгородской области. Там в 1996 и в 1998 годах проводились персональные выставки его работ. На первой их представлялось 56, на второй - 50. Позже участвовал в групповых художественных выставках в Москве, Варшаве, Воронеже и Харькове. Работы Игоря Дмитриевича отмечены дипломами и грамотами, экспонируются в историко-краеведческом музее г. Шебекино Белгородской области, где он живет.

В начало

Екатерина Минута. Уроженка Кшени, в 1974 г. окончила худграф Курского пединститута, уехала по распределению на Сахалин, через 20 лет, после смерти мужа, вернулась в Кшень. Работает воспитателем в общежитии ПУ №33, ведет детскую студию изобразительного искусства, сама много пишет. В ее картинах — суровая красота Сахалина, природа родного края.

В начало

СКУЛЬПТОРЫ
Вячеслав Клыков. Из крестьян с. Мармыжи, переселившихся после Великой Отечественной войны на станцию Мармыжи. Родился Вячеслав Михайлович Клыков 19 октября 1939 г. Окончив Советскую среднюю школу №1 и Курское техническое училище №4, после полуторагодичной учебы в строительном техникуме и работы сварщиком на заводе в 1960 г он поступил на художественно-графический факультет Курского пединститута, а через полтора года по настоянию и рекомендации А.Г Шуклина и при содействии известного скульптора народного художника СССР Н.В. Томского перевелся на скульптурный факультет Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова. Завершив в 1968 г. образование по специальности "скульптор-монументалист", стал профессиональным скульптором. С 1969 г. член Союза художников СССР Живет и работает в Москве. Наиболее значительные его произведения: памятники Пушкину в Арзамасе, Перми и Тирасполе; писателю Бунину в Орле; поэту Батюшкову в Вологде; поэту Рубцову в Тотьме; композитору Свиридову в Курске; артисту Щепкину; писателю Шукшину; маршалу Жукову в Москве; артистке Плевицкой в Винниково; святым Кириллу и Мефодию; Александру Невскому в Курске; Дмитрию Донскому; Сергию Радонежскому; протопопу Аввакуму; Серафиму Саровскому; Феодосию Печер-скому; Николаю II; монументы Победы на Прохоровском поле и Поклонной горе и другие. Скульптор В.М. Клыков - участник московских, республиканских, общегосударственных и зарубежных выставок. Он академии народный художник и заслуженный деятель искусств России, обладатель Золотой медали Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСр им. Пэпина. Скульптор Клыков - активный участник общественно-политической жизни страны, он бессменный президент Международного фонда славянской письменности и культуры, глава Всероссийского соборного и сопредседатель земского движений, генерал-полковник Союза казачьих войск России и зарубежья, член президентского совета по правам человека. В.М. Клыков поддерживает постоянную связь со своей малой родиной - селом и станцией Мармыжи, Советским районом и Курской областью. Церковь в селе Мармыжи, памятник маршалу Жукову в Кшени, композитору Свиридову и князю А. Невскому в Курске и другие - его безвозмездные подарки родному краю. Василий Сидоров. Родился в 1897 г. в бедной крестьянской семье в с. Грязное. По окончании местного министерского образцового начального училища работал сначала учителем, а потом заведующим той школы, в которой учился.
Наиболее значительные скульптуры Сидорова: "Крестьянин отбивает косу", "Савелий - русский богатырь" (приобретена Курской картинной галереей), "Максим Горький" (установлена в курском Доме книги), фигуры советским воинам периода Великой Отечественной войны, установленные на ряде памятников Курской и Белгородской областей.

В начало

Валентин Чухаркин. Родился в 1937 г. в с. Переволочное, рос на ст. Мармыжи, куда переехали его родители. Окончил художественно-графический факультет Курского госпединституга и Строгановскую академию. Профессиональный скульптор. Имеет звание "Заслуженный художник Российской Федерации". Живет в Москве. Наиболее значительные работы: памятники Сергию Радонежскому, Савве Морозову, комсомольцам-подпольщикам Льгова, металлургам Орла, воинам-победителям в Рыльске, бюсты Ватутина, Горбатова, Курчатова и другие.

В начало

АРТИСТКА ЛЮБОВЬ ПОЛЕХИНА
Родилась в 1952 г. в д. Вторая Васильевка, где окончила начальную школу. Когда училась в 5-м классе, умер ее отец, работавший шофером. Мать - сельская учительница - троих детей растила одна.
Люба с детства мечтала стать артисткой, с удовольствием участвовала в школьной художественной самодеятельности. Но мать профессию артиста считала несерьезной и ненадежной и на- стояла по окончании дочерью в 1969 г. Советской средней школы №2 на ее поступлении в Харьковский механико-технологический техникум на отделение модельеров одежды. В выбранной матерью профессии Люба разочаровалась полностью, в 1972 г из техникума ушла и уехала в Москву, где, работая дворником, подала заявление во Всесоюзный государственный институт кинематографии. На вступительных экзаменах Люба наизусть прочла несколько басен Крылова и миниатюр К. Пруткова, сыграла предложенный экзаменаторами этюд. Это понравилось и членам приемной комиссии, и ее председателю, народному артисту СССР С.А. Герасимову, и он взял ее в свою группу.
В 1974 г., учась на 2-м курсе ВГИКа, Любовь Полехина успешно дебютировала в фильме "Дочки-матери". Фильм и его героиня пользовались большим успехом как на Родине, так и за рубежом. Об этом восторженно писали центральные, областные и районные газеты, журналы "Советский экран", "Работница", "Крестьянка", "Профтехобразование" и другие. Л. Полехина снималась в фильмах: "Птицы летят на север", "Юность Петра", "В начале славных дел", "Вишневый омут", "Демидовы", "У нас новенькая", "С любимыми не расставайтесь", "И это все о нем", "Иначе нельзя", "Вкус хлеба", "Жменяка" и других. Выйдя замуж за однокурсника-колумбийца, Любовь Полехина в 1985 г. выехала на родину мужа. Их жизнь не сложилась, и она с 1996 г. проживает в г Майами (США, штат Флорида). У нее двое детей - сын Дмитрий 1982 года рождения и дочь Милена 1988 года рождения.

В начало

ПЕВЦЫ И МУЗЫКАНТЫ
Юлия Дардыкина. В 70 - 80-е годы теперь уже прошлого столетия Всесоюзное радио и телевидение часто передавали русские народные песни в исполнении Юлии Дардыкиной. Артистка Ю. Дардыкина - до замужества Абашина — наша землячка. Родилась она в д. Алексан-дровке (Веденяпинке). Родители ее рядовые колхозники: отец - кузнец, мать - свекловичница, Юля - пятый ребенок в семье. Учась в Михайлоанненской средней школе, Юля участвовала в художественной самодеятельности. Русские народные песни были ее любимыми и самыми удачными номерами. После 8 классов Юля успешно оканчивает вокально-музыкальное отделение Задонского педучилища и поет в хоре липецких металлургов, а потом в профессиональном песенном ансамбле "Воронежские девчата", где мастерство в исполнении русских народных песен совершенствует под руководством известной песенницы и частушечницы, народной артистки СССР Мордвиновой и не менее известного создателя и руководителя Воронежского русского народного хора, композитора и дирижера, народного артиста СССР Массалитинова. Изумительный слух, задушевный, ровный, нежный во всех регистрах голос, чудесная внешность пленяли величайших знатоков и ценителей русских народных песен. Уже в первую воронежскую зиму через радио и телевидение Юля вышла к всесоюзному слушателю и зрителю, а ансамбль стал лауреатом 9-го Всероссийского фестиваля молодежи и студентов, выступал перед делегатами III Всесоюзного съезда колхозников. Затем Юля оканчивает музыкальный институт им. Гнесиных и работает солисткой Московской филармонии. В репертуаре Ю. Дардыкиной более 500 русских народных песен и песен советских авторов. С песнями в ее исполнении выпущено несколько пластинок, она лауреат многих песенных конкурсов, в том числе всероссийского, всесоюзного, всемирного.
Юлия Павловна Дардыкина выступала и в простых сельских клубах, и на самых престижных сценах во всех уголках нашей Родины и многих стран мира - США, Канады, Франции, Англии, Индии, стран Скандинавии, Восточной Европы. О Юлии Дардыкиной писали "Сельская жизнь", "Советская культура", журнал "Советская эстрада и цирк" и другие издания.

В начало

Зинаида Антонова. Родилась в 1949 г. в д. Афанасьевке. После окончания Крестищенской средней школы уехала в Ленинград, где работала на швейной фабрике. С 1975 года, после специального училища, - солистка Курской филармонии. Лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей народных песен.

В начало

Евдокия Арбузова. Родилась в с. Болото Горшеченского района Курской области в поющей семье: пели отец и мать, все четверо братьев и сестра, а бабушка пела когда-то в церковном хоре. В Курском педучилище, куда Евдокия после окончания 8 классов подала документы, ей после проверки музыкальных данных посоветовали поступать на музыкальное отделение. После его окончания, с 1980 г, Евдокия Арбузова - музыкальный работник Кшенского детского сада и неизменная участница проводимых в районе концертов, праздников, музыкальных конкурсов и вечеров. Осенью 1992 г в РДК прошел ее первый сольный концерт. Широкий, разнообразный репертуар, красивый необычайный голос, артистизм, теплота и сердечность, искренность, с которой она исполняет каждую песню, сделали ее поистине любимой певицей района.

В начало

Юрий Романов. Родился и живет в п. Кшенском, работает в районном Доме культуры. Талантливый певец, непременный участник концертов, праздников, проводимых РДК. Много лет был солистом вокально-инструментальной группы РДК "Мелос".

В начало

Надежда Дорохина. Родилась в д. Волжанчик. Музыкальные способности и хороший голос проявились с детства. Окончила Кшенскую музыкальную школу, Суджанское музучилище - в 1982 г., затем Саратовскую консерваторию. 4 года работала в Советской средней школе №1, где успешно вела уроки музыки по системе Кабалевского — класс был хоровым коллективом. С 1982 года -преподаватель Кшенской детской музыкальной школы, активная участница проводимых в районе музыкальных мероприятий - как музыкант и как певец, была лауреатом Всесоюзного конкурса народного творчества. Прекрасный педагог-музыкант, Надежда Кимовна создала (в 1993 г.) и руководит детской студией эстрадного пения "Золотой ключик" при РДК, помогая развитию юных дарований, создала камерный хор духовной музыки.

В начало

Композитор Вячеслав Блудов
Вячеслав Владимирович Блудов родился в 1946 г. в п. Кшенском в семье учителей, получил педагогическое и музыкальное образование. Учитель математики (работает в Советской средней школе №1) высшей категории, его статьи публиковались в журнале Министерства образования РФ "Математика в школе", отличник народного просвещения РСФСР
В то же время В.В. Блудов прекрасный музыкант и композитор, преподаватель Кшенской детской школы искусств, руководитель хоров учителей и старшеклассников, хора ДК сахзавода, автор более 50 патриотических и лирических песен (многие из них с успехом исполняют его жена Людмила Васильевна, тоже учитель математики, сыновья Владимир и Аркадий). Лауреат многих областных музыкальных конкурсов, III Всесоюзного фестиваля народного творчества. В 1998 г. В.В. Блудову присвоено звание заслуженного работника культуры Российской Федерации.

В начало

Hosted by uCoz